Уо́рхол Энди (Warhol) (1931-1987), американский художник. Один из основоположников и лидеров поп-арта. Переосмысливая приёмы коммерческой рекламы, создавал масштабные композиции в технике шелкографии, иронически преобразующие мотивы современной массовой культуры и пропаганды, в том числе «серийные» портреты звёзд эстрады и кино («Элвис», 1964), политических лидеров (Мао Цзэдуна, Дж. Ф. Кеннеди и др.). В 1968-72 активно работал в кино, поставил несколько экспериментальных фильмов, где неподвижная камера фиксировала поток жизни.
* * *
УОРХОЛ Энди - УО́РХОЛ Энди (Warhol; наст. Эндрю Вархола) (6 августа 1928, Питсбург - 22 февраля 1987, Нью-Йорк), американский художник и кинорежиссер, один из лидеров поп-арта (см. ПОП-АРТ).
Сын чешских иммигрантов, Энди в детстве был тихим болезненным мальчиком, страдал нервным расстройством, плохо учился в школе. Его увлечением стало рисование. По субботам Энди посещал классы рисования при Музее Карнеги, где считался одним из лучших учеников. Высшее образование он получил на факультете графического дизайна в Технологическом институте Карнеги (1949). В студенческие годы Уорхол увлекался идеями конструктивистов Баухауса, стал завсегдатаем тусовок, где появлялся в странном виде. Энди красил ногти в разный цвет, каждый раз перекрашивал волосы, одежду и обувь в разные цвета. Тогда же он подрядился рисовать задники в магазинах. Получив диплом, Уорхол практически сразу же перебрался в Нью-Йорк.
Работу Энди получил в журнале мод Glamoure, где он рисовал рекламу и иллюстрации. Вскоре он становится одним из самых известных нью-йоркских рекламщиков. Переосмыслив приемы коммерческой рекламы, Уорхол прославился своими композициями в технике шелкографии, иронически преобразующими мотивы современной массовой культуры и пропаганды: многократно повторяющиеся банки готового супа, кока-колы и других постоянных «персонажей» американской рекламы, портреты звезд эстрады и кино (Мэрилин Монро, Элвис Пресли), политических лидеров (Мао Цзэдуна, Ленина). За Уорхолом закрепляется слава и самого известного персонажа - в седом парике - нью-йоркской артистической тусовки. В 1968 Уорхол был тяжело ранен одной из своих бывших поклонниц и последовательниц.
В 1968-1972 активно работал в кино. В первом фильме Уорхола «Поцелуй» соединились уроки американского киноавангарда и его собственный интерес к повседневности в ее простейших формах. Уорхол поставил несколько экспериментальных фильмов, где неподвижная камера фиксировала поток жизни: он подсматривал за спящими (в фильме «Сон», 1963) и жующими («Еда», 1963), за знаменитым небоскребом («Эмпайр», 1964) и проститутками («Шлюха», 1964), пытаясь вызвать у зрителя соответствующие физиологические ощущения (так, в «Сне» камера в течение шести часов снимает спящего человека).После немых фильмов, начиная со «Шлюхи» Уорхол перешел к звуковому кино. В 1965 поставил свою версию «Механического апельсина» А. Берджесса (см. БЕРДЖЕСС Антони) , а годом позже снял картину «Девушки из Челси», обозначившую начало сближения Уорхола с коммерческим кино. В последующие фильмы, снятые с молодым оператором и режиссером П. Морисси, он нередко вводил странные сексуально-комические сцены, зачастую превращая их в самопародии. Киностраница его творчества закрылась в 1976 фильмом «Плохой», но художник продолжал снимать домашнее кино вплоть до своей смерти в 1987 году от сердечной недостаточности.
Причудливо смешав в своем творчестве принципы массового и авангардно-элитарного искусства, Уорхол придал методам постмодернистского «открытого искусства» особую масштабность и драматическую мощь. Он был и по сей день остается культовой фигурой, чья жизнь и творчество не перестают интересовать мир искусства. Его судьбе посвящены фильмы «Я стреляла в Энди Уорхола» (1995) и «Баския» (1996, в роли режиссера - певец Д. Боуи (см. БОУИ Дэвид)).