Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

уорхол энди

Энциклопедический словарь

Уо́рхол Энди (Warhol) (1931-1987), американский художник. Один из основоположников и лидеров поп-арта. Переосмысливая приёмы коммерческой рекламы, создавал масштабные композиции в технике шелкографии, иронически преобразующие мотивы современной массовой культуры и пропаганды, в том числе «серийные» портреты звёзд эстрады и кино («Элвис», 1964), политических лидеров (Мао Цзэдуна, Дж. Ф. Кеннеди и др.). В 1968-72 активно работал в кино, поставил несколько экспериментальных фильмов, где неподвижная камера фиксировала поток жизни.

* * *

УОРХОЛ Энди - УО́РХОЛ Энди (Warhol; наст. Эндрю Вархола) (6 августа 1928, Питсбург - 22 февраля 1987, Нью-Йорк), американский художник и кинорежиссер, один из лидеров поп-арта (см. ПОП-АРТ).

Сын чешских иммигрантов, Энди в детстве был тихим болезненным мальчиком, страдал нервным расстройством, плохо учился в школе. Его увлечением стало рисование. По субботам Энди посещал классы рисования при Музее Карнеги, где считался одним из лучших учеников. Высшее образование он получил на факультете графического дизайна в Технологическом институте Карнеги (1949). В студенческие годы Уорхол увлекался идеями конструктивистов Баухауса, стал завсегдатаем тусовок, где появлялся в странном виде. Энди красил ногти в разный цвет, каждый раз перекрашивал волосы, одежду и обувь в разные цвета. Тогда же он подрядился рисовать задники в магазинах. Получив диплом, Уорхол практически сразу же перебрался в Нью-Йорк.

Работу Энди получил в журнале мод Glamoure, где он рисовал рекламу и иллюстрации. Вскоре он становится одним из самых известных нью-йоркских рекламщиков. Переосмыслив приемы коммерческой рекламы, Уорхол прославился своими композициями в технике шелкографии, иронически преобразующими мотивы современной массовой культуры и пропаганды: многократно повторяющиеся банки готового супа, кока-колы и других постоянных «персонажей» американской рекламы, портреты звезд эстрады и кино (Мэрилин Монро, Элвис Пресли), политических лидеров (Мао Цзэдуна, Ленина). За Уорхолом закрепляется слава и самого известного персонажа - в седом парике - нью-йоркской артистической тусовки. В 1968 Уорхол был тяжело ранен одной из своих бывших поклонниц и последовательниц.

В 1968-1972 активно работал в кино. В первом фильме Уорхола «Поцелуй» соединились уроки американского киноавангарда и его собственный интерес к повседневности в ее простейших формах. Уорхол поставил несколько экспериментальных фильмов, где неподвижная камера фиксировала поток жизни: он подсматривал за спящими (в фильме «Сон», 1963) и жующими («Еда», 1963), за знаменитым небоскребом («Эмпайр», 1964) и проститутками («Шлюха», 1964), пытаясь вызвать у зрителя соответствующие физиологические ощущения (так, в «Сне» камера в течение шести часов снимает спящего человека).После немых фильмов, начиная со «Шлюхи» Уорхол перешел к звуковому кино. В 1965 поставил свою версию «Механического апельсина» А. Берджесса (см. БЕРДЖЕСС Антони) , а годом позже снял картину «Девушки из Челси», обозначившую начало сближения Уорхола с коммерческим кино. В последующие фильмы, снятые с молодым оператором и режиссером П. Морисси, он нередко вводил странные сексуально-комические сцены, зачастую превращая их в самопародии. Киностраница его творчества закрылась в 1976 фильмом «Плохой», но художник продолжал снимать домашнее кино вплоть до своей смерти в 1987 году от сердечной недостаточности.

Причудливо смешав в своем творчестве принципы массового и авангардно-элитарного искусства, Уорхол придал методам постмодернистского «открытого искусства» особую масштабность и драматическую мощь. Он был и по сей день остается культовой фигурой, чья жизнь и творчество не перестают интересовать мир искусства. Его судьбе посвящены фильмы «Я стреляла в Энди Уорхола» (1995) и «Баския» (1996, в роли режиссера - певец Д. Боуи (см. БОУИ Дэвид)).

Энциклопедия Кольера

УОРХОЛ Энди (Warhol, Andy)

(1930-1987), американский художник и кинорежиссер-экспериментатор, в 1960-е годы возглавивший художественное направление т.н. поп-арта. В своих произведениях Уорхол использовал "популярные" (мгновенно узнаваемые, повседневные) образы и предметы: консервные банки, автомобили, фотографии кинозвезд, многократно воспроизведенные в технике шелкотрафаретной печати. Уорхол родился в 1930 в Филадельфии (шт. Пенсильвания); учился в Технологическом институте Карнеги в Нью-Йорке. Закончив институт в 1950, Уорхол стал преуспевающим иллюстратором журналов мод. В 1962 творческие устремления Энди Уорхола, Роя Лихтенстейна, Джеймса Розенквиста и нескольких других молодых нью-йоркских художников оформились в новое направление современного искусства - поп-арт. В конце 1960-х годов Уорхол стал снимать фильмы. Он стремился расширить традиционные границы кино, снимая т.н. "неподвижные фильмы" (например, в фильме Сон в течение шести часов показывается спящий человек); применяя технику "расколотого экрана", когда на разделенном на несколько частей экране одновременно демонстрируются две или более сцен (фильм Девушки из Челси); накладывая кадры друг на друга на протяжении всего фильма. В 1969 был опубликован "роман" Уорхола под названием А, представлявший собой последовательность не связанных между собой обрывков разговоров, взятых из магнитофонных записей. Творчество Уорхола несомненно оказало огромное влияние на атмосферу и направление развития современного искусства.

Умер Уорхол в Нью-Йорке 12 февраля 1987.

Полезные сервисы